Биография

"Беглый взгляд назад, в историю, с акцентом на мою значимость", автобиография. Каракашев Вилен Суренович.

В 1962 году заканчиваю с отличием,  Московский Государственным Художественный институт имени В. И. Сурикова, мастерскую плаката профессора  М.М. Черемных и Н.А. Пономарева. Наш выпуск – последний выпуск Михаила Михайловича Черемных. Говорили, что я был любимым учеником Михаила Михайловича. 

Три мои дипломные работы-плакаты издаются большим тиражом в издательстве «Советский Художник». Затем издаются плакаты, сделанные специально по заказу издательства: «Свободу Африке», «Один процент от суммы военных расходов - и Африка грамотна».

Случайная встреча с одним человеком потешила моё самолюбие. Он оказался мастером-печатником из типографии издательства. Когда он узнал, что я – Каракашев, он сильно воодушевился и рассказал о том, что типографские работники прибирают в тихую себе оттиски моих плакатов, пораженные их новым стилем и красотой…

Возможно, и даже похоже на то, что я смог внести в политический плакат новую эстетику, новую пластическую идею и красоту. Этого не было в плакатах того времени, как правило "урапатриотических». Даже в работах О. Савостюка и Б. Успенского, этого не хватало. Приходит новое поколение плакатистов: М. Лукьянов, Л. Левшунова,  В.Каракашев, В. Островский – «черемныховцы» последней волны, вдохнувшие в плакатный мир новое эстетическое мышление, возможно потому, что они приходят в период «оттепели», в период появления в стране новой информации из-за рубежа, в период появления книги «Польский плакат», в период выхода на свет подпольного искусства, но еще есть и официальное, так называемое искусство «Социалистического реализма». 

И все же, наше эстетическое мышление формируется на базе искусства России 20-х годов и первых советских плакатов, отчасти возвращаясь к нам в Россию  через Польшу. 

Таким образом, эта группа молодых художников-плакатистов с авангардным мышлением стремится выйти за пределы стереотипов советского плаката. Они хорошо образованы, хорошо рисуют, хорошо думают. В определенном смысле им везет. Их тиражированные плакаты выходят на улицы, на специальные плакатные  щиты и тумбы, превращая улицы городов в выставочные площади с огромным числом зрителей. 

Сразу по окончанию Суриковского института начинаю работать в области киноплаката  в издательстве «Рекламфильм», там уже второй год работают Л. Левшунова, М. Лукьянов, В. Островский, Ю.Царёв, однако никто из них еще ничего пока не сделали в политическом  - социальном тиражированном плакате. Это время первой волны расцвета киноплаката. Художники, работающие в других видах изобразительного искусства, с интересом и вниманием реагируют на то, что происходит в киноплакате, и наоборот. 

Примерно такие же процессы происходят везде – в кино, мультипликации, театре.

1963 г.Первая Всесоюзная выставка плаката в Манеже. Я выставляюсь и продолжаю печататься.

1964 г. Принят в Союз Художников, в областное отделение. 

1965 г. Получаю первую премию на конкурсе плаката «За мир» Плакат с солнышком.     Тираж, популярность. В «Рекламфильме» вместе с нами работает Дмитрий Краснопевцев, дружим с ним. Он поддерживает мой параллельный интерес к живописи и графике. Занимаюсь этим, но не так регулярно, как надо было бы. Натыкаюсь на пластическую идею отрывочности видения. Реализую эту идею в натюрмортах («Натюрморт с окном») и других, рисую фломастером.

Начинают проявляться интересные художники. Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев, Иван Чуйков, Илья Кабаков, Блиох и другие. «Бульдозерная» выставка. Выставка в Павильоне Животноводства. Затем, выставка на Малой Грузинской. Выставка 20-ти, и т.д.

А мы не в стороне, хотя и плакатисты. Мы несем свои пластические идеи зрителю на улицах. Руковожу секцией «Прикладная графика и плакат» в Областном Союзе Художников. Председательствую в художественном совете по промграфике. 

Конкурсы, премии и творческие поездки на Камчатку, Дальний Восток, Сибирь. Рисую.

Регулярно выезжаю в Дома Творчества. Руковожу творческими группами в Паланге, Дзинтари, Челюскинской. В Дзинтари, в майские праздники, вывожу группу художников за город и мы попадаем под «облако» из Чернобыля. 

В 1972 году, хлопнув дверью, мы уходим из «Рекламфильма». Там изменилась обстановка. Возникает творческая пауза до второй волны расцвета искусства киноплаката в 80-х 

1974 год. Персональная выставка. Сначала в ЦДРИ, а затем в г. Химки. Эта выставка в ЦДРИ похальная и интересная. Делаю оригинальную, нестандартную экспозицию. Произведения располагаются на коробах и кругах. Круги из фанеры раскрашиваю параллельными цветными полосами, а в центре круга – короб, либо вогнутый, либо выпуклый, а на них плакаты или картины.

 На эту экспозицию бегали студенты из «Строгоновки», передавая информацию друг другу об интересной выставке. Затем через много лет мне об этом рассказывали новые знакомые.

Появляется возможность принимать участие в международных выставках.

Первая группа плакатистов ( В.Каракашев, Е. Цвик, М. Лукьянов) выезжает в Польшу на Биеннале плаката. Знакомимся с замечательным польским плакатистом Вальдемаром Свежим.

Следующее Биеннале плаката  в Варшаве, и я получаю специальный приз вместе с Мироном Лукьяновым, за политический плакат.

Внутри страны ежегодные конкурсы на лучший плакат года. Дипломы за лучший плакат года:  1966, 1967, 1969, 1976, 1980, 1984, 1986, 1988, 1989. Множество медалей ВДНХ.

Затем наступает период переноса внимания с изобразительного искусства на эзотерические учения. Увлекаюсь индийской философией. Йогой. Не рисую, не пишу, плакат не интересен. Ищу абсолютную истину. Вегетарианство. Весело говорю друзьям, что собираюсь уйти в «Самадхи», или в пещеру. Дружу с Альбиной Акритас и А. Огурцовым на базе общих духовных интересов. Главное чтение – самиздатовская  эзотерическая литература. Другие пространства, другие ценности, другие цели.

И вот однажды собираются друзья художники, сажают меня за стол и говорят: Вилен, хватит, ты ведь художник, спускайся на землю, живи реальностью, у тебя жена, сын. Жена, Лилия Левшунова, говорит: если не будешь работать и приносить хотя бы 150 рублей в месяц, мы с тобой не сможем жить.

Достаточно резко ухожу от принципов, провозглашенных в философии Индии, хотя остаюсь вегетарианцем. Начинаю рисовать, сначала вместе с сыном, уча его, затем и самостоятельно.

Появляются карандашные натюрморты. Еду в Вологду с графической группой. Вплотную подхожу к гиперграфике. Рисую капли на стекле, собор в Великом Устюге.

1982 год. Впервые еду в Индию. Создаю цикл индийской гиперграфики. Почти все работы были куплены Министерством культуры с выставки «Пять московских художников»

В этот период   перехожу от гиперграфики к более условной цветной темперной графике.

Работаю активно над большими картинами в той же манере и технике.

Мой застойный период постепенно переходит в «перестройку». Последняя творческая группа в Дзинтари. Пытаюсь делать гиперплакаты, но в них что-то отсутствует. Медленно, но верно переключаюсь на темперу и масляную живопись.

1986 г. Перевожусь в Московское отделение Союза Художников РСФСР.  Заместитель председателя Секции Плаката.

1990 год. С этого времени активно помогает и мобилизует мои творческие силы Ирина     Максимова – моя вторая жена, человек, который теперь будет поддерживать меня во всех начинаниях.

1990 г. Выставка 14-ти московских художников в Москве в ЦДХ. Огромный зал второго этажа предоставлен для экспозиции произведений  художников окончивших в 1954 г. Московскую Среднюю Художественную Школу в одном классе. И. Орлов, О. Лошаков, Н. Воронков, Н. Щеглов, Э.Жаренова, Ю. Чернов, Б. Диодоров, Т. Иваницкая, К. Рябинина и всё те же плакатисты – «черемныховцы»- В, Каракашев, М. Лукьянов, В. Островский. Л. Левшунова.

Было представлено 70 моих работ: живопись, темпера, графика, плакат.

1991 г. Первая Всесоюзная выставка-конкурс «Золотая кисть». Получаю первую премию. В период с 1991 года по 1994 год участие в выставках в США – в Атланте, Лос-Анжелесе, Сан-Франциско.

1994 год. Выставка в Японии. г. Киото.

1995 год. Три месяца  живу и работаю в Париже. Выставка в Сите дез Арт.   

 Персональная выставка в санатории «Барвиха», которую открывал Николай Афанасьевич     Пономарёв - президент Российской Академии Художест

1997 год. Персональная выставка в Москве в ЦДХ «Случайность и определенность». На выставке представлены: живопись, темпера, графика (карандаш). Разные времена, разные стили, разные техники. Разнообразие стилей и решений обусловлено принципиально плакатным мышлением автора, особенно связанное с работой над киноплакатом, где необходимо было найти решение, соответствующее стилистике фильма. Выставка помогает найти себя и идти дальше к определённости в самовыражении.

1998 год. Получаю звание «Заслуженный Художник Российской Федерации».

Весь поглощен организацией выставки в Париже «Русский сезон», сам делаю на компьютере макет каталога. Издаём его и отправляем тираж в Париж. В Париж едут наши художники, участники выставки: О. Савостюк, Н. Нестерова, Л.Раков, Т. Назаренко, Л. Гадаев, В.Соскиев. В. Малолетков, В. Евдокимов, Д. Тугаринов, В. Никонова, М. Мантулин  Мы летим туда на самолете. Выставка Российских художников в Париже имеет большой успех и широкий отклик. В этом же году делаем выставку «Русские сезоны» в Москве в ЦДХ, дополняя её новыми нашими произведениями.     

2000 год. Первая Биеннале графики в Италии в городе Франковила. Еду туда. Веду переговоры  об организации выставки российских художников.

2001 год. Поездка в Ирландию. Выставка.

2000-2001 год. Арт-Манеж .Участие.  Юбилейная выставка «Бульдозерная». Участие.

2002 год  «Международный Арт-фестиваль»  в Токио. Еду в Японию по приглашению.  Выставляю шесть  живописных и графических работ.

Возникает японский цикл. Новая линия в графике. Традиционный карандашный рисунок в   сочетании с цветом, темперой или пастелью. Эти цветные детали делают интересный акцент в рисунке.

Продолжаю представлять интересы Объединения плакатистов в Правлении Московского Союза Художников. Постепенно проваливаюсь в активную общественную деятельность. Формирую плакатный отдел на выставке в Музее Современного искусства в Москве на    Петровке (у Церители)

2002 год. Выставка в ЦДХ «Мир красоты». Галина Старобогатова делает репортаж на НТВ.

2002 год. Принимаю участие в «Международном Арт-Фестивале» в Токио. Еду туда по        приглашению.

2003 год. Юбилейная выставка «70 лет МОСХ» Участие.

2004 год. 10-ая выставка Российских художников. Участие.

Продолжается  активная общественная деятельность. Избираюсь Председателем Чрезвычайной

Стратегической комиссии МСХ.

2005 год. Избирают Заместителем Председателя Правления Московского Союза Художников.

Юбилейная персональная выставка. г. Москва, Кузнецкий мост, д. 20. Выставочные залы Московского Союза Художников.

Юбилейная персональная выставка.  г. Москва, ЦДХ.  зал №10

2006 год. Юбилейная персональная выставка. «Раздвигая пределы» г. Москва, ЦДХ, зал № 2. На выставке представлено около 100 живописных и графических работ, выполненных в        четырёх разных художественных направлениях, стилях: гиперреализм, сюрреализм,     абстракция, реализм в технике карандашной графике, темпере, пастеле и масляной живописи. 

2006 год. Международный Благотворительный Фонд награждает медалью «Меценаты столетия» и грамотой «за трудовой подвиг на благо Родины и служение идеалам добра и милосердия».

2007 год. Юбилейная выставка «75 лет МОСХ». Участие.

Переведён на должность Ответственного Секретаря Правления МСХ 

Награжден Высшей Российской Общественной наградой – медалью «Гордость России» « За блестящее продолжение и вклад в развитие отечественной школы плакатного искусства, создание многогранных художественных образов в графических и живописных работах,  яркую индивидуальность творчества».

Организую большую выставку «Киноплакат 80-х: шок и надежда» в Доме Журналистов        

2008 год. Увольняюсь по собственному желанию с занимаемой должности в МСХ, после чего завершаю свою активную общественную деятельность.

2009 год. Всемирный альянс «Миротворец» награждает медалью за пропаганду Идей Мира  

2009-2010 г. С энтузиазмом работаю над монументальными проектами: «Пояс Богородицы», Мемориальным комплексом «Покрова Преподобного Сергия Радонежского», Мемориалом «Отечестволюбец» с Александром Невским в центре, Комплексом «Памяти Михаила Тверского».

2011 год. Продолжаю заниматься чистым творчеством.   

 

Вилен Каракашев

 

Статья Михаила Лазарева

Вилен Каракашев входит в число художников, искусство которых, вполне можно так сказать, стало классикой русской культуры ХХ столетия (для перечисления его российских и иностранных выставок, а также разного рода поощрений и наград, не хватит печатной страницы). Однако, как говорится, «положение обязывает» и нужно начинать текст с поисков жизненных корней этого удивительного явления.

Много и справедливо говорилось, что впечатления детства служат основой всего дальнейшего развития творческой особи. Волей случая можно провести свое детство в каких-нибудь планиметрических Черемушках. Другое дело – родиться в действительно солнечном Баку, да еще в семье художников (и рисовать начал с детства), в несказанные времена, когда город, спускающийся к изумрудному морю, воздвигнутый миллионерами-нефтяниками по моде своего времени в стиле модерн, еще сохранял свое первозданное очарование. Восток и Запад сошлись там самым замечательным образом. Очевидно в подсознании художника навсегда сохранился эффект игры полуденного солнца в каспийской воде как психологическая основа позитивной оценки всего сущего. 

Вилен Каракашев, живший в этом городе до тринадцати лет, несомненно, вкупе с дарованным судьбой талантом, сознает он это или не сознает, впитал в себя это южное, сродни средиземноморскому чувству природы. Он по характеру своему человек юга, в его композициях нет березок и заснеженных просторов, зато встречаются кипарисы. 

Счастливый случай или судьба привели Каракашева при поступлении в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова в Мастерскую плаката, возглавлял которую М.М. Черемных. Кроме плаката в Мастерской полноценно преподавались и другие станковые виды искусства. В результате из ее стен вышла целая плеяда замечательных художников-универсалов, среди которых был и есть Вилен Каракашев. Благодаря мудро поставленной системе преподавания, с плакатом как профильной дисциплиной, студенты Мастерской М.М. Черемных не были подавлены соцреалистическим террором. Каракашев был любимым учеником Черемныха. 

Благодаря этому, можно мысленно представить в качестве частного случая непрерывную линию развития отечественного искусства от творчества Черемныха 1920-х годов до нынешнего живописного искусства Каракашева, миновав ужасы соцреализма. Несомненно, что освоение искусства плаката также обогащало творческие возможности будущего художника. Внимая утверждениям адептов «современного искусства» о том, что «живопись кончилась», трудно представить себе нечто, более современное, чем живопись Каракашева. Он создал яркий, оригинальный живописный стиль, охарактеризовать который в существующих терминологических рамках, затруднительно. В основе его лежит совмещение фигуративности с элементами абстракции, или же чисто фигуративные композиции, но с загадочным подтекстом. Своеобразие декоративности его композиций, отчасти напоминающий волшебный мир калейдоскопа, следует, видимо, искать в его давнем высказывании: «Полностью поглотила меня культура древней индийской миниатюры. Много изучал материалов, хотелось соединить древнюю индийскую миниатюру и современность, создать свой стиль». В этой связи следует отметить, что «абстракция» не связана с ее европейским аналогом. Это, очевидно, подсознательно переработанные впечатления от экзотического Востока. В одних случаях реально изобразительные и абстрактные элементы в работах Каракашева, накладываясь друг на друга, существуют автономно, в других – фантастического вида аморфные субстанции в разных случаях поразному как бы «обволакивают» реальную основу, поглощая ее. В некоторых случаях «абстракция» производит впечатление цветного покрывала, наброшенного на реальную ситуацию. В связи со всем этим, или в основе этого зиждется серьезный интерес Каракашева к таинственным религиозным и мифологическим представлениям Ведизма – самой древней религии.

Творения Каракашева, его эзотерические композиции, подчас фантазии на грани галлюцинаций, являясь плодом его воображения, даже его как бы реальные образы, полностью существуют в пространстве мифа и живут по его законам. Узнаваемые реалии служат лишь точками отсчета для построения философических формул, отсылающих нас к самым разным истокам верований и знаний. 

Этот мир сотканный из аллюзий. Под видимым подразумевается нечто совсем иное. 

При первом беглом взгляде на многие картины Каракашева, кажется, что они представляют собой какую-то сцену, события с множеством человеческих фигур. Но затем становится очевидным, что на самом деле это неистовое, кипящее, клубящееся бесовское действо разноликих, разнообразных фантомов. В некоторых работах Каракашева граница между зашифрованностью и очевидностью достаточно условна. Как, например, в экстатических танцах легконогих богинь, или в композициях с гротескными псевдо цирковыми персонажами, - все это пребывает в непрестанном движении, словно несомое бурным инфернальным вихрем. В других работах, противоположного толка, - завораживает гипнотическая статика иератических образов-масок, взирающих на зрителя из далекой ведической давности. 

Все сказанное – лишь внешнее обозначение, «рамки» многосложного искусства Каракашева. 

В жанровом разнообразии его работ есть место тончайшим движениям человеческих чувств, открытого лирико-поэтического отношения к явному миру. Каждая деталь в картинах Вилена Каракашева наделена смыслом, в них нет «пустых мест». Его образы заключают в себе множество напластований смыслов. Его искусство подлинно аристократично, особенно в сравнении с идеологией современного искусства, пытающегося объясняться на уровне языка глухонемых.

МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ

Заслуженный деятель культуры Российской Федерации.